11.11.2013

Матч «Шинник» - «Спартак». Кто виноват? и Что делать?

Несколько дней назад эти вопросы прозвучали после массовых беспорядков на футбольном матче «Шинник» - «Спартак».

Попробуем разобраться в произошедшем.

На вопрос «Кто виноват?»,- уже дал свой ответ Российский Футбольный Союз, контрольно-дисциплинарная комиссия которого оштрафовала ярославский и московский клубы на 600 и 500 тысяч рублей, соответственно, и обязала провести несколько игр без зрителей.

Очевидно, что штраф в 500.000 рублей серьезно ударит по «Шиннику», а точнее по дефицитному бюджету Ярославской области, из которого финансируется клуб. Таким образом, своим решением РФС наказал … правительство Ярославской области, которое едва ли не в одиночку бьется за то, чтобы сохранить клуб в Высшей Лиге. Возможно, что после такого вердикта, понимая что в перспективе ситуация может неоднократно повторяться, региональные власти могут всерьёз задуматься о целесообразности дальнейшего финансирования клуба.

Таким образом, решение РФС о штрафах для футбольных клубов, финансируемых из бюджета, и зачастую не владеющих ни футбольными стадионами, ни прилегающей инфраструктурой, не только не решает проблему безопасности во время матчей, но и ставит под угрозу существование таких клубов.

5550bcee.jpg

Смею предположить, что ни на финансовом положении ведущих футбольных клубов , ни на поведении их болельщиков, санкции РФС особо не скажутся.

Поэтому едва ли решение о наказании клубов является правильным ответом на вопрос «Кто виноват»?

Раз так, то попробуем разобраться в истории сами, и найти собственные ответы на два «вечных» российских вопроса.

Для этого обратимся к истории футбола и фанатского движения. Известно, что футбол возник в Великобритании в Средние века. Несколько раз английские короли запрещали этот вид спорта из-за жестокости, которую он вызывает в болельщиках. Тем не менее, и футбол, и потасовки после матчей, были неразлучными в Соединенном Королевстве вплоть до 1990-х годов. Именно в 1990-х годах, из-за массовых беспорядков болельщиков, английские клубы были лишены на несколько лет права участия в Еврокубках. Это очень больно ударило по интересам владельцев клубов, и британский футбольный союз разработал комплексные программы безопасности, начиная от специально оборудованных стадионов и заканчивая договоренностями с муниципалитетами о запрещении продаж крепкого алкоголя в городах в дни проведения матчей. Правоохранительная система Великобритании также приняла активное участие в борьбе с футбольными хулиганами. Была ужесточена уголовная и административная ответственность, созданы базы данных на их активистов, усилен контроль за их перемещениями.

В результате, с начала 2000-х годов число серьёзных инцидентов на английских стадионах резко сократилось.

На примере Англии видно, что основным механизмом решения проблемы футбольного хулиганства стало создание системы взаимодействия владельцев футбольных клубов и государственных структур правопорядка.

Если данную логику перенести в Россию, то потребуется создание системы взаимодействия субъектов РФ ( являющихся владельцами российских футбольных клубов), федеральных законодательных и правоохранительных органов. Работу по созданию такой системы может взять на себя либо Минспорт России ( в рамках полномочий по разработке государственной политики в сфере ФКиС), либо Российский футбольный союз ( в рамках уставной деятельности).

Но захотят ли уважаемые ведомства брать на себя такую сложную проблему и отвечать за её решение,- большой вопрос. Может быть проще всякий раз делать «виновными» сами футбольные клубы? Именно от этого зависит правильный ответ на вопрос «Кто виноват?».

В существующей реальности ответ на вопрос «Что делать?» довольно прост,- необходимо принимать предупредительные меры за несколько дней до начала потенциально «опасных матчей». Очевидно, что РФС должен постоянно «мониторить» тему поведения наиболее агрессивных фанатских групп и при приближении даты потенциально «опасных матчей», предлагать регионам (где такие матчи должны пройти) свои рекомендации по обеспечению безопасности. РФС также может взять на себя командирование в регионы экспертов «по безопасности футбольных матчей», которые во взаимодействии с местными силами правопорядка должны провести обследование стадиона, близлежащих территорий и принять решение о возможности ( или невозможности)обеспечения необходимой безопасности во время матча. На основании этого РФС должен принять решение о месте проведения матча, либо ограничении доступа на него зрителей.

Таким образом, правильные ответы на оба вопроса, вынесенные в заголовок статьи, зависят от уровня организации системной, прежде всего предупредительной работы, и межведомственного взаимодействия между Российским футбольным союзом, субъектами РФ (как владельцами футбольных клубов) и правоохранительными органами.

Пытаться возложить ответственность на кого-то одного,- футбольные клубы, правоохранительные органы, либо на отдельных хулиганов - формальное решение проблемы, усугубляющее ситуацию. 



Количество просмотров:  1292

Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений